торгово-промышленная палата

кыргызской республики

В интересах бизнеса - во благо общества

Через 5 лет в Кыргызстане может не стать отечественного фармацевтического производства

Через 5 лет в Кыргызстане может не стать отечественного фармацевтического производства

   Об этом сегодня на встрече с отечественными производителями сказал председатель Подкомитета Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики (ТПП КР)  по развитию биотехнологий –Улукман Мамытов. Как отметил независимый исследователь Мирлан Мырзалиев, по статистическим данным, отечественными фармацевтическими предприятиями выпускается всего 3% необходимых республике медикаментов.
    Доля же Кыргызстана в производстве фармацевтической продукции в странах ЕАЭС составляет менее 1%. Безусловно лидерство России с 90%, однако интересно, что Беларусь занимает около 6% из-за поддержки своих производственников государством. В нашей же стране производственники оставлены наедине с рынком и жесткой конкуренцией с сильными иностранными производителями. Государство не столько не не желает им помочь, сколько не знает, как это сделать “по-умному”. И дело не только лишь в благоприятных налоговых условиях, а, в первую очередь, создании оптимальной инфраструктуры взаимодействия производства и биотехнологических разработок, так как эта отрасль требует большого внимания к развитию научно-технологических исследований.
  Между тем, Кыргызстан, благодаря свой богатой  природе, обладает уникальными лекарственными травами. По данным Нацстаткома, в 2018 году в нашей республике под лекарственные растения было отведено около 277 гектаров. Однако, имеющийся потенциал не используется  в полной мере в силу неразвитости местной производственной инфраструктуры, которая, как указано выше, должна быть взаимосвязана с научной. Из-за этого большая часть этих драгоценнейших лекарственных трав уходит за границу за бесценок как сырье, принося прибыли и развитие зарубежным компаниям. Кыргызскому государству становится критически важным должное уделение внимание развитию этому направлению, иначе уже в недалеком будущем мы можем потерять эту важнейшую отрасль не только для нашей экономики, но и для нашего научно-технологического прогресса.

      

   Подкомитет ТПП КР по развитию биотехнологий как раз и был создан с целью оказания поддержки  отечественным производителям, нуждающимся в биотехнологических научно-исследовательских разработках. Изначально предполагалось, что через ТПП появится возможность связать науку и бизнес таким образом, чтобы отечественные производители, в том числе и фармацевтические, могли бы вести научно-исследовательские разработки через ВУЗы и НИИ, как это делается в развитых странах. Однако, на деле это оказалось не так-то просто. Наши ВУЗы и НИИ пока еще не готовы к подобному формату сотрудничества с бизнесом, особо не мотивированы. Помимо этого, бизнес все так же озабочен покупкой дорогостоящего биотехнологического оборудования, технологиями и кадрами, в то же время не обладая гарантиями по сбыту своей продукции.
   Выход из сложившейся ситуации Улукман Мамытов видит в необходимости пересмотра всей модели работы этой отрасли. Нынешнюю модель надо менять, потому что именно она и привела к вышеуказаным негативным тенденциям. Разрозненно мы не можем развиваться и быть конкурентоспособными. В Кыргызстане необходимо создать некий единый биотехнологический центр, который должен координировать взаимодействие науки (ВУЗов и НИИ) и научно ориентированных отраслей экономики, включая отдельные производственные предприятия.
 
       
      
    Такой центр должен быть оснащен современной  биотехнологической лабораторией и укомплектован квалифицированными научными кадрами. И еще немаловажно, чтобы центр имел фармацевтическое производственное оборудование, разгрузив таким образом наши малые и средние предприятия и освободив их от рисков и необходимости приобретать собственное дорогостоящее оборудование. Центр сможет тогда оказывать услуги фарма-компаниям, забрав на аутсорсинг сложные функции, и позволив бизнесу сосредоточиться на сырье, маркетинге и продажах. Аналогию можно привести с сельскими мельницами, куда крестьяне приносят свое зерно, а мельница перемалывает его, зарабатывая только на услугах, крестьянин же далее может продавать свою муку от своего имени. Или, например, корпорация Apple отдает производство в Китай, а сама сосредоточена на маркетинге и продвижении своей продукции, которая производится в Китае под брендом Apple. Конечно, многие сопутствующие вопросы необходимо проработать, однако это технические детали. Главное, что эта модель может существенно разгрузить отечественных производственников, снизить потребность в инвестициях, повысить качество выпускаемой продукции, добавить научный фактор, и, в целом, улучшить их конкурентоспособность на внешнем рынке.
  На встрече с презентацией также выступил господин Matsuno Yoshinori – представитель компании MIZUHO Group, которая при поддержкее  JICA реализует в  Кыргызстане образовательный проект по повышению квалификации  фармацевтов.
Вернуться ко всем новостям